ФЭНДОМ

Teeth

У зубного врача

История протезирования зубов насчитывает не одно столетие, а по некоторым свидетельствам, счёт идет даже на тысячи лет.

Очевидно, и нашим далеким предкам было не по душе сверкать испорченной из-за потери зубов улыбкой и испытывать затруднения в жевании натуральной, то есть довольно грубой пищи. Это подтверждают археологические находки на территории современного Гондураса, где был найден фрагмент черепа индейца, жившего в VI в. до н.э. В его нижней челюсти на месте отдельных зубов были обнаружены имплантаты из панциря морских мидий. А во Франции был обнаружен череп, датированный I в. н.э., с металлическим имплантатом в лунке клыка верхней челюсти. При раскопках этрусского города Тарквиния найдены протезы из искусственных зубов и ряда золотых колец, крепившихся на соседних здоровых зубах. Уже в Древнем Риме появились первые учебники по зубоврачебному ремеслу, которые были написаны римскими цирюльниками и ювелирами, занимавшимися протезированием зубов. На Востоке первопроходцем стал знаменитый арабский хирург Абуль-Касим, который утверждал, что зубопротезирование — это отрасль медицины, поскольку помогает человеку излечить недуг и исправить дефект.

Однако с древнейших времён до недавних пор огромное количество людей просто безвозвратно теряло зубы, так как лечение было одно — удаление, и только очень зажиточные люди могли позволить себе протезирование зубов, да и то довольно экзотическими способами. До середины XVIII в. искусственные зубы изготавливали из костей крупного рогатого скота, зубов лошадей, моржей, слоновой кости и прикреплялись к соседним посредством золотой или серебряной проволоки. Использовались также человеческие зубы, купленные у бедных или удаленные у трупов. Например, первый президент США Джордж Вашингтон пользовался костью бегемота с фиксированными на ней восемью человеческими зубами. Весьма сомнительно, что это было действительно удобно и красиво.

Считается, что современные вставные зубы придумал дантист Людовика XV Пьер Фошар, который делал протезы для самых знаменитых людей своего времени. Он был настоящим исследователем и постоянно совершенствовал применяемые зубные конструкции. Фошару, в частности, принадлежит идея применения фиксирующих протезных пружин из утолщенной золотой проволоки или из спирали: оттисков в то время еще не было, а пружины позволяли устанавливать зубной протез гибко, учитывая индивидуальные особенности пациента. Он же изобрел штифтовые зубы, и придумал укреплять на одном или двух штифтах несколько соединенных зубов, что явилось прототипом современных мостов. Примечательно, что он начал подбирать цвет искусственных зубов, и даже пытался придать зубам из слоновой кости более естественный вид, покрывая их колпачками из золота, на которые наносился слой обожженной фарфоровой эмали различных цветов. Огромное количество пациентов привело Фошара к мысли о необходимости открытия зубопротезного цеха. Работников он набирал из ювелирных мастеров средней руки, засаживал их за медицинские книги и анатомические атласы и только после сдачи экзамена передавал им секреты мастерства. Из бухгалтерских книг этой мастерской, носившей его имя, мы знаем, что в ней производилось до тысячи вставных зубов в год. Особо важным клиентам он делал вставные зубы собственноручно. Известно, что маркизе де Помпадур он сделал несколько штифтовых зубов по особой технологии исключительно из драгоценных материалов, и каждый такой зуб стоил французской казне 100 луидоров (столько в это время стоило дорогое бриллиантовое кольцо).

Так что только с этого времени, а наиболее явственно и массово с конца XIX в., ортопедическая стоматология начинает развиваться как наука, занимающаяся восстановлением структуры и функции жевательного аппарата. Но, как видим, уже тогда появились основные идеи ортопедической стоматологии, которая на протяжении всей истории протезирования зубов тщательно отбирала наиболее разумные возможности восстановления зубов и в настоящее время стремится к их постоянному совершенствованию.

ИсточникиПравить

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики