ФЭНДОМ

Veche

Древнерусское вече

Ве́че (общеславянское; от старославянского «вѣтъ» — совет) — народное собрание в Древней и средневековой Руси в X — XIV вв., возникшее из племенных собраний славян. Слово происходит от праславянского *větje, связанного с глаголом *větiti — говорить, вещать. Первые упоминания о вече — в летописи под 997 г.

Большинство учёных полагает, что своими корнями вече уходит в далёкое прошлое. Доказательством этому служит, в частности, известная фраза из труда «Война с готами» византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.): «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и потому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом». На основании этого и других свидетельств известный питерский историк И.Я. Фроянов делает вывод, что «племенные веча — детище глубокой старины, palladium демократии восточных славян». С этим высказыванием И.Я. Фроянова, как и с его предположением о непрерывном существовании веча с IX по XII в., согласны, пожалуй, почти все исследователи.

Далеко не все специалисты согласны с утверждениями И.Я. Фроянова о том, что вече как высший орган власти было распространено на Руси повсеместно. Действительно, говоря об истории Древней Руси с конца XII в., следует признать неоспоримым существование и активную деятельность веча в той или иной форме только в Северо-Западной Руси, т.е. в Новгороде и Пскове. Что касается Северо-Восточной Руси, то здесь и без того не слишком влиятельное вече к концу XII в. практически полностью ликвидируется княжеской властью. Дискуссионным остаётся вопрос о роли веча в истории южных княжеств (Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского). Информативность источников оставляет здесь желать лучшего, из-за чего историки зачастую опираются главным образом на собственные логические построения, а не на свидетельства современников.

В период Древней Руси феодальная знать стремилась использовать вече для ограничения княжеской власти. Особую роль вече играло в период феодальной раздробленности (2-я пол. XI — XII вв.). В. решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, выбирало и смещало посадников, тысяцких (в Новгороде — и архиепископов), принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. Вече собирали по мере необходимости в специально установленном месте (в Киеве — двор храма св. Софии, в Новгороде — Ярославово городище, в Пскове — двор храма Троицы).

В основе системы новгородского управления лежал компромисс народа и знати, черни и боярства. Зримым символом и основным властным институтом этого компромисса являлось вече. В результате этой двойственности его природы, мы не можем дать ясно и четко сформулированного определения веча. Это и орган государственной власти и народное собрание, и политический институт – обладатель почти высшей власти, и такое место, где была фактически узаконена высшая форма анархии – потасовка, и выразитель интересов аристократии (боярства) как подлинного руководства города на Волхове, и инструмент подлинного народовластия.

На вече избирались все высшие магистраты — непосредственное руководство Новгородской республики, в силу чего повышенный интерес к этому институту государственной власти в Новгороде вполне объясним. Однако в новгородских летописях этим термином обозначаются подчас полярно различные институты — и общегородские собрания, решающие важнейшие государственные вопросы, и собрания кончан и уличан, и сходки во время военного похода, и сборища заговорщиков по дворам. Та вольность, с которой летописец наделяет самые различные сходки наименованием «вече», говорит скорее всего о том, что вечем в Древнем Новгороде называлось практически любое сколько-нибудь многолюдное собрание, а наряду с общегородским вечем — центральным органом управления — были и т.н. малые веча — в соответствии с территориальным делением города.

Функции веча Править

Положение веча определялось теми функциями, которые оно исполняло:

  • заключение и расторжение договора с князем; избрание и смещение посадников, тысяцких, владык, архимандритов; назначение новгородских посадников, воевод и воевод в провинциях; контроль над деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц;
  • законодательство (Новгородская судная грамота); установление повинностей населения, контроль над их отбыванием;
  • внешние сношения, объявление войны и заключение мира;
  • распоряжение земельной собственностью в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель; установление торговых правил и льгот;
  • контроль над судебными сроками и исполнением решений; в случаях, взволновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот.

К XIV в. в Северо-Восточной Руси, где происходило укрепление великокняжеской власти, вечевые учреждения были упразднены. В Новгороде, Пскове и Вятской земле вече сохранялось до к. XV — нач. XVI вв.

Источники и дополнительная информация Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики