ФЭНДОМ

Flanelegraph

«Репка» на фланелеграфе

Фланелеграф — учебное наглядное пособие для детей от рождения и до...; доска, обтянутая фланелью, на которую крепятся вырезанные фигурки. Фланелеграф с давних пор используется в детских садах, начальной школе и в церковных занятиях с детьми. Сделать фланелеграф довольно просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей и детей.

Как сделать основуПравить

Основу необходимого размера (например, 60x80) обычно вырезают из фанеры, ДВП, ДСП или плотного картона (можно из упаковки от какой-либо техники). Фланелеграф не обязательно делать на подставке. Можно сделать его раскладным или прислонять основу к стене. В учебных заведениях иногда просто завешивают фланелью классную доску, используя магниты для металлических досок или булавки — для пробковых. Покрытие — ворсистая однотонная светлая ткань (фланель, флис, фетр, махровая и т.п.), которой необходимо обтянуть фанеру, закрепив двусторонним скотчем, например. Можно сшить чехол в виде мешка с липучками. Существуют и фланелеграфы промышленного производства.

Установка фланелеграфаПравить

Для установки может использоваться доска-стенд с ножкой-подставкой, что придаёт ей необходимый угол наклона, чтобы фигурки не спадали. Можно просто поставить доску под небольшим углом к стене, кроватке, столу — в зависимости от того, где будет проходить игра.

Материалы для игровых занятийПравить

В соответствии с размерами фланелеграфа изготавливают плоские фигурки, с обратной стороны оклеенные байкой, фланелью или бархатной бумагой. Благодаря покрытию задней стороны фигуры удерживаются на доске, и их легко снимать. Можно использовать геометрические фигуры, цифры, буквы из цветной бумаги, картона. Можно вырезать изображения фруктов, овощей, животных, птиц, сказочных персонажей и т.п. из журналов или старых книжек. Можно нарисовать самим, скачать черно-белые картинки из интернета и раскрасить. Можно купить дидактические наборы картинок и вырезать. Это позволяет разыгрывать сюжеты на глазах у детей. Фигурки можно перемещать по экрану, делать ими движения, добавлять надписи — менять картинку, делая ее динамичной, что невозможно делать с обычной книжной иллюстрацией.

Для прочности и долговечности желательно продублировать фигурки картоном и вырезать по контуру чуть шире, чем картинка, чтобы края не потрепались. Для продления срока службы картинки можно заламинировать её с помощью ламинатора или обычного скотча. Чтобы картинки хорошо крепились на фланелеграф, на их обратную сторону нужно приклеить липучку. Липучкой может быть та же фланель или бархатная бумага — их клеят на заднюю сторону картинок. Но можно и приклеить швейную липучку (ту часть, которая с крючочками) или липучки от памперсов на двусторонний скотч.

Игровые занятия для фланелеграфаПравить

  • Для новорожденных обычно используют чёрно-белые картинки. Это способствует развитию зрения малышей, помогает им фиксировать взгляд на ярко-контрастных картинках. Сразу малыша можно знакомить с основными фигурами, позже — с числительными (например, выбрать одну фигуру — небольшой круг — и выкладывать его рядами по 1, 2, 3... шт. ) и многое другое, как подскажет фантазия. Очень важно, чтобы ребёнок мог видеть схематичное изображение лица, т.е. круг с глазами и черточками — носом и ртом. Удобно размещать фланелеграф в кроватке или напротив того места где обычно лежит малыш, когда он не спит.
  • Детям постарше (от 5-6 месяцев) уже интересно рассматривать цветные картинки. Можно разыгрывать сюжет сказки. Картинки — герои и предметы, которые используются в сказке — бабка, дед, собачка, теремок, репка, колобок. Можно изучать геометрические фигуры — круг, квадрат, треугольник. Можно изучать цвета, цифры, фрукты-овощи, животных, птиц и т.п.
  • Детям после 1,5-2 лет нравится самим крепить фигуры к фланелеграфу. Можно усложнять игры: «Кто чем питается?», «Что лишнее?», «Кто где живет?», дополнив набор фигурок недостающими (кость для собаки, будка, птичье гнездо).
  • После 3-х лет ребенок может сам играть, рассказывая сказки и придумывая собственные истории (аналог кукольного театра).

Промышленные фланелеграфыПравить

В связи с большим интересом к фланелеграфам многие зарубежные издательства выпускают, например, наборы библейских фигур на фланели или бархатной бумаге. Наиболее распространены фланелеграфы американской фирмы «Betty Lukens». В России фланелеграф по русским народным сказкам производит фирма выпускается фирмой "Стигис ТМ" и называется Стигисы Сказки. http://www.stigis.ru/, а также фирма "Фетрики" ☀https://vk.com/fetriki [1]

Источники и дополнительная информацияПравить